Советы Якоба Нильсена для мобильных версий сайтов

Артем Фенога
25 октября 2012
Артем Фенога,
Дизайнер интерфейсов OWOX

Тема мобильных версий сайтов становится особенно актуальной, ведь увеличивается количество смартфонов и планшетов у платежеспособного населения, а значит свои будущие покупки они будут делать уже не только на ПК.

Есть три варианта реализации мобильной стратегии сайта интернет-магазина:

  • — Отдельная мобильная версия сайта.
  • — Создание адаптивного дизайна всего сайта.
  • — Разработка приложения под мобильные операционные системы (iOS, Android, Windows Phone).

О плюсах и минусах каждого из вариантов мы расскажем отдельно, основываясь на мнениях экспертов и своем опыте.

Принципы работы сайтов, оптимизированных под мобильные телефоны

В статье «Мобильная версия сайта против версии для ПК» (Mobile Site vs. Full Site), Якоб Нильсен говорит о том, что пользователям мобильных устройств, в особенности смартфонов, совсем не подходит версия для ПК, а пользователей ПК не устраивает мобильная версия.

Он предлагает следовать таким принципам при разработке мобильной версии сайта:

  1. Если ваш бюджет позволяет, создайте отдельную мобильную версию сайта либо оптимизируйте большую версию под мобильный экран.
  2. Если пользователи телефонов зашли по прямой ссылке на полную версию вашего сайта, автоматически перенаправляйте их на мобильную версию сайта.

  3. К сожалению, многие поисковые системы до сих не показывают мобильные сайты вверху поисковой выдачи мобильным пользователям. Таким образом, многие из них ошибочно переходят на полные версии сайтов, вместо гораздо более удобных мобильных.
  4. Предоставьте ссылку на мобильную версию для тех мобильных пользователей, у которых не сработала переадресация.
  5. Для тех, кому не хватает каких-то функций в мобильной версии, предоставьте ссылку на полную версию.

Примеры хороших мобильных версий сайтов

Примеры хороших мобильных версий

Мобильная стратегия вашего проекта: приложение или мобильная версия?

Если ваш сайт посещает достаточное количество мобильных пользователей, то следующий стратегический вопрос будет таким: нужно ли вам делать мобильную версию сайта или разработать свое приложение? Ответ на этот вопрос сегодня принципиально отличается от того, каким он будет завтра.

Актуальные мобильные стратегии: приложение

На момент написания этой статьи сомнений не остается: делайте приложение, если можете это себе позволить. Многочисленные юзабилити-тестирования показывают, что приложения удобнее и привычнее для пользователей, чем мобильные версии сайтов.

И вот почему. Потому что дизайн сайтов имеет ограниченные возможности оптимизации. Приложение может ориентироваться на специфические возможности и индивидуальные особенности конкретного устройства значительно лучше, чем вебсайт, взаимодействующий с пользователем через браузер.

У нативного приложения есть превосходство на любой платформе, включая ПК. К тому же, мощности ПК хватает на то, чтобы веб-приложение выполняло несколько задач.

С другой стороны у мобильных устройств достаточно слабый user experience: крохотные экраны, медленное интернет-соединение, сложности при взаимодействии (особенно во время набора) и меньшей точности в связи с проблемой «толстых пальцев». Чем слабее устройство, тем важнее подстраиваться под его характеристики.

Приложение также может обеспечить отличный бизнес-кейс для контент-провайдеров, потому что множество магазинов приложений предлагают возможность псевдо-миниплатежей, которая позволяет вам собирать деньги с пользователей, что через обычный интернет сделать сложно.

В конце концов, давайте рассмотрим разницу между законом Нильсена об интернет-трафике (Прим. пер. — Этот закон гласит, что скорость интернет-трафика растет на 50% в год.) и законе Мура о компьютерной мощности (Прим. пер. — раз в два года мощность современных компьютеров удваивается). В течение следующих 10 лет интернет-трафик станет больше в 57 раз, а компьютеры станут в 100 раз мощнее, будущие компьютеры будут монстрами по сравнению с тщедушными аппаратами, которые мы используем сейчас.

Иными словами, относительное преимущество использования нативного кода вместо загрузки чего-либо из интернета удвоится за 10 лет. Еще один плюс в пользу мобильного приложения.

Будущие мобильные стратегии: мобильная версия сайта

Но в будущем соотношение затраты/прибыль у приложений и мобильных версий изменится. И хотя я только что сказал, что компьютеры станут в 100 раз мощнее, это совсем не означает что iPhone 14 будет в 100 раз быстрее, чем iPhone 4S. Вероятно, что преимущества аппаратной части будут распределены между скоростью и другими свойствами мобильных устройств, особенно сроком жизни батареи. То есть, будущий телефон будет всего лишь в 10 раз быстрее (но он будет тоньше, легче и сможет дольше жить без зарядки), в то время как скорость загрузки сократиться на коэффициент 57.

Стоимость мобильных приложений будет выше, потому что будет больше платформ, для которых их нужно будет создавать. Как минимум, нужна будет поддержка для Android, iOS и Windows Phone. Более того, многие из этих платформ, скорее всего, будут разделены на несколько подплатформ, которые будут нуждаться в разных версиях одного приложения.

iOS уже разделилась на iPad и iPhone, чтобы быть более удобной для пользователей. Однако, официально у них одна и та же ОС, в то время как эти устройства требуют разного интерфейса.

Недавно представленный Kindle Fire от Amazon также представляет собой отличающуюся от Android платформу. Как показывают ранние исследования, необходимы отдельные приложения, чтобы реализовать нормальный интерфейс для этих нестандартных устройств, которые расходятся как горячие пирожки.

Реалистичный подход — ждать еще большего разнообразия пользовательского опыта в будущем, что может сделать разработку приложения очень дорогой.

В отличие от этого, для мобильной версии сайтов не нужно много вариантов дизайна. Нужно будет всего три версии сайта — для смартфонов, 7-дюймовых и 10-дюймовых планшетов, причем используя адаптивный дизайн, можно будет подстраиваться под любые особенности экрана или устройства. Одно и то же решение будет одинаково хорошо работать на 6.8 дюймах и на 7.5 дюймах, надо только немного растянуть или наоборот, сдвинуть объекты на странице. (Но для 5 дюймов нужен принципиально другой дизайн, а не незначительные изменения, с ограниченными возможностями и усеченным содержанием).

Адаптивный дизайн

Самое важное, новые веб-технологии, такие как HTML5, существенно улучшат возможности мобильных сайтов. К примеру, мобильные версии сайтов Financial Times и Playboy по своему пользовательскому опыту очень похожи на приложения таких же газет и журналов.

FT и Playboy сейчас используют мобильную версию сайта, а не приложение по бизнес-причинам, а не из-за преимуществ юзабилити. Издатели устали от большой комиссии, которую нужно платить магазинам приложений, а Playboy хочет размещать более откровенный контент, чем тот, который разрешен чопорным Apple.

Свобода от цензуры и свобода сохранять заработанные деньги — это достаточные причины использовать бесплатный интернет, вместо золотой клетки патентованных апсторов. В будущем лучший пользовательский опыт и более адаптивная реализация будет более серьезной причиной, чтобы переходить на мобильные версии сайтов.

И последним преимуществом мобильной версии сайта является лучшая интеграция с интернетом. Намного проще прямо перейти на сайт, чем интегрироваться со сторонним приложением. Интернет победит более закрытые пространства. (Приложения до сих пор актуальны для задач с сильным взаимодействием, например для обработки фотографий, в то время как мобильные сайты актуальны для сайтов электронной и мобильной коммерции, корпоративных, новостных и информационных сайтов и сайтов соц. сетей, которые богаты по содержанию, но не требуют интенсивной обработки данных).

Когда произойдет стратегический сдвиг?

А теперь вопрос на $64 000, а для некоторых компаний и на миллион: когда изменится текущая стратегия? Иными словами, когда у мобильных сайтов будет столько преимуществ, что вы откажетесь от мобильных приложений? К сожалению, я не знаю.

Исследования юзабилити говорят нам, что лучше для пользователей в разных обстоятельствах, но они не могут предсказывать, насколько быстро эти обстоятельства изменятся в реальном мире. Исходя из моего опыта, вещи меняются медленнее, чем можно предположить.

Например, в сентябре 2000 я сказал, что мобильные устройства должны быть размером с колоду карт и они избавятся от кнопок и будут использовать каждый пиксель. Через несколько месяцев я предсказал, что если европейские вендоры не будут делать и продавать смартфоны, то они утратят первенство в области мобильных технологий.

Оба предсказания сбылись, но только через 7 лет, когда iPhone был окончательно запущен как устройство а) большая часть поверхности которого используется для данных, и б)которое является больше продуктом компьютерной компании чем мобильной.

И даже хуже, в 2001, я думал, что мобильные устройства вскоре станут полезными, если конечно под «вскоре» подразумевать 6 лет.

Хороший мобильный дизайн был так близко, что я мог его ощутить. Я знал, что нужно, и я не знал, что сделать это будет так тяжело. Но, как говорится, не путайте хорошую видимость с короткой дистанцией.

Но я ошибся со сроками потому, что был полон энтузиазма по поводу потенциала технологий, а там, где был прав, не ошибся потому, что был консервативен.

Подытожим: Я верю, что мобильные сайты победят мобильные приложения на длинной дистанции. Но когда это случится — неизвестно. Сегодня, если вы хотите сделать лучшее для ваших пользователей — делайте приложение.

Источник

Комментарии

29 октября 2012
Сергей Гриненко
Интересно, но я все же не понимаю почему приложение лучше. Ведь лучше совместить мобильную версию и приложение, ведь вряд ли человек что бы совершить 1-2 покупки захочет загружать и устанавливать приложение. Мне кажется приложение нужно для постоянных покупателей.
30 октября 2012
Артем Фенога
Спасибо за ваш комментарий.
Конечно, люди не будут загружать приложение интернет-магазина ради нескольких заказов, для этого отлично подходит большая версия сайта и мобильная (с адаптивным дизайном и версткой).
А у приложения совсем другие цели, оно создано для постоянных клиентов, и должно уметь тесно коммуницировать с пользователем. Сайт такого сделать не сможет, потому что на сайт сначала нужно самому зайти.

Для чего нужно разрабатывать приложение интернет-магазина:
— представить каталог (с возможностью купить товар);
— давать некоторую социальность (смотреть покупки друзей, отмечать интересные товары и т.д.);
— предлагать пользователю аксессуары к ранее купленным товарам;
— возможность оставить комментарий о товаре, отслеживать ответы, делиться полезной информацией об использовании, помогать другим покупателям в этом;
— рассказывать об акциях и новостях;
— предлагать уникальные предложения покупателям...
...и многое-многое другое.

17 января 2013
Павел

Жаль, что нет советов именно по дизайну и UI. Сейчас такое разнообразие параметров портативных девайсов, что иногда не понятно какой взять кегль шрифта и где разместить меню на мобильной версии. Если на 3,5″ до верхнего меню легче дотянуться, то на 4,5-5 нужна вторая рука. На Андроид девайсах еще и системное меню ОС иногда размещается внизу экрана. Из-за разного ppi шрифты и картинки тоже по разному выглядят.

Сергей, приложения в некоторых сферах намного удобнее. Для примера тот же Контакт и Кинопоиск. А вот приложение от Хотлайна бесполезное. В нем есть все товары, но нет фильтров в категориях (на ПК-версии сайта есть).

18 января 2013
Артем Фенога

Павел, спасибо за ваш комментарий. Можем вам посоветовать сайт, где собраны все размеры экранов устройств iOS и гайдлайны Android .

Добавить комментарий