Стоит ли наступать на грабли, или Чему можно научиться, анализируя e-commerce в Польше

Надежда Шипилова
28 октября 2008
Надежда Шипилова,
Менеджер по развитию бизнеса системы Stat24

Эксперты интернет-рынка нередко строят прогнозы о развитии украинской интернет-отрасли в том числе и сегмента электронной коммерции на основе польского сегмента сети. Несомненно, линейно сравнивать пути развития отрасли в 2 странах большого смысла не имеет, Украина идет своим путем, но некоторые тенденции в том или ином виде могут повторится.

Проводя анализ параметров интернет-аудитории Польши и Украины, можно сделать вывод о достаточно большом нераскрытом потенциале Украины: украинская интернет-аудитория будет еще сильно расти в ближайшие годы.

Объем польского рынка электронной коммерции в 2007 г составил около 3,1 миллиарда USD, причем стоит обратить внимание на то, что более половины этой суммы это обороты, генерируемые на интернет-аукционах (58% в 2007г).

Рынок интернет-магазинов это около 5000 единиц, продающие товары в различных товарных категориях, наиболее популярной из которых является категория Дом и сад (14% магазинов). Большинство магазинов это небольшие компании с оборотом до 4 тыс долларов в месяц (42%). Схемы работы магазинов с поставщиками (в вопросе содержания всего ассортимента на собственном складе или продажи товаров со складов вендоров) а также наиболее популярные способы продвижения представлены на слайде 6. Рынок требует от интернет-магазина соответствующего качества обслуживания, которое в свою очередь невозможно обеспечить без собственного склада.

Если сравнивать интернет-покупателей в Польше и на Украине, прежде всего заметен факт, что покупателей в Польше больше не только в номинальном но и в процентном соотношении, и совершают они покупки в интернете чаще. По доли интернет-пользователей, которые никогда не совершали покупок в интернете, Украина сейчас находится ориентировочно на этапе Польши с периода начала 2007 г. Но в Польше уже пошел лавинообразный рост доли покупателей на 20 процентных пунктов в год, который в Украине нужно будет еще немного подождать.

Характерной тенденцией на польском рынке электронной коммерции является большая популярность интернет-аукционов. Интернет-магазины зачастую используют аукцион как дополнительный канал продаж с оплатой за результат. Этому способствует огромная популярность аукционов среди покупателей а также то, что платформа аукциона имеет все необходимые фукции для осуществления продажи, гарантии покупки\продажи, арбитража и демонстрации репутации.

Интересным явлением в польском e-commerce является проект Zakupy.com, объединяющий 8 интернет-магазинов разного профиля и предлагающий остальным участникам рынка сотрудничество и использование собственной технологической, информационной и материальной баз.

В течение последних двух месяцев рынок потрясли 3 случая банкротства достаточно заметных интернет-магазинов. Наиболее спектакулярный оказался случай Hoopla.pl — магазина электроники, с годовым оборотом в 2007 г более 20 млн долларов. Анализируя причины банкротства, эксперты приходят к выводу, что основной причиной стало низкое качество обслуживания клиентов и управления магазином, что в очередной раз доказывает, что управление интернет-магазином сильно отличается от управления сетевым интернет-проектом sensu stricto. Электронная коммерция это сложный бизнес, объединяющий деятельность в интернете с такими сложными оффлайновыми вопросами как на пример логистика. Поэтому готовый рецепт успеха только один — это надежная бизнес модель с планомерными действиями по ее реализации.

Добавить комментарий