Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении

Артем Фенога
03 марта 2011
Артем Фенога,
Дизайнер интерфейсов OWOX

В конце февраля под Киевом прошла конференция UX Ukraine 2011, которая собрала специалистов из области user experience, проектировщиков интерфейсов и других специалистов.

Сразу хочется отметить, что место проведение было выбрано очень удачно. Конференция проходила на природе недалеко от Киева, в конференц-отеле «Джинтама-Бриз».

Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении

Формат конференции предполагал как выступление докладчиков, так и практическую работу над одним реальным украинским проектом. Таким образом, можно было не только получить теоретические знания, но и сразу их подкрепить на практике.

В общем итоге собралось около сотни специалистов, которые спокойно поместились в просторном конференц-зале, оборудованном большим экраном с проектором.

Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении


Доклады

Среди докладчиков хочется отметить гостей из США и Европы — это Дэйв Рот (MISI Company ltd.) и Эрика Райса (FatDUX). Выступление каждого из них было очень живым, эмоциональным и интересным.

Первым выступал Дэйв Рот. В своем докладе он советовал всем концентрироваться на разработке не пользовательских интерфейсов, а человекоориентированных.

Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении

Ведь можно сделать отличный пользовательский интерфейс, но он будет бесполезным для людей. Поэтому Дэйв предлагал избавиться от термина «юзер», вместо которого нужно использовать «сотрудник», «покупатель», «человек» и т.д.

И главная цель в работе над интерфейсом — это формирование правильных переживаний, погружение в человеческую природу. Для этого нужно создавать «карту опыта» или еще ее можно назвать «картой переживаний».

Вот один из примеров такой «карты переживаний».

Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении

Еще одна важная идея от Дэйва — это то, что контекст очень критичен и на эмоциональном уровне особо не важно, где поставить кнопку в интерфейсе.

Чтобы сделать хороший удобный интерфейс, нужно задавать правильные вопросы. Дэйв привел примеры этих вопросов:

  1. Что? Нужно выявить и понять проблему человека. Чтобы клиент понял, что общение с машиной (компьютер, банкомат и т.д.) легче и лучше, чем общение с человеком.
  2. Почему возникает эта проблема?
  3. У кого она возникает?
  4. Где они находятся? Когда кто-то взаимодействует с устройством, нужно понять, где находится клиент во время пользования им. Например, GPS-навигатор используется не в тихой домашней обстановке, а в машине на скорости 100 км/ч. Это все важно учитывать во время разработки интерфейса.
  5. И последний вопрос. Как эта проблема решается сейчас? Здесь нужно понять, что с этим решением не так, какие у него слабые места.

И последнее, что можно сказать из доклада Дэйва — это его совет проводить «работу в полях» или контекстуальные исследования. Это такие себе «партизанские методы» с возможностью понаблюдать, посмотреть, задокументировать, записать на камеру действия клиента, его взаимодействие с устройством (интерфейсом).

После нескольких вопросов Дэйву, начал свой доклад следующий иностранный гость — Эрик Райс. При чем, он начал с фразы «Дэйв Рот как всегда не прав» :)

Доклад Эрика назывался «Users, Experience, and beyond», с которым он выступал впервые.

Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении

Вот основные тезисы из доклада Эрика:

  1. Потребности пользователя.
  2. Экспириенс (опыт, переживания и впечатления).
  3. Контекст. Нельзя использовать контент без контекста. Например, стакан воды (это контент), но в пустыни — это будет один контекст, а в ресторане — совсем другой.

Эрик показал пятимерную систему параметров для определения потребностей пользователя:

  1. Ожидание -> позитивное или негативное.
  2. Отношение -> тоже позитивное или негативное.
  3. Расписание (график) -> легко и быстро или напряженно.
  4. Среда -> расслабленное состояние или стрессовое.
  5. Источник -> для себя или для кого-то.

Чтобы эта система параметров стала понятней слушателям, Эрик привел такой пример. Сначала человек (пользователь интерфейса) выбирает для себя турпутевку в отпуск (здесь все параметры в позитиве), а когда он делает тоже самое, но для своего начальника, то все параметры сразу переходят в негативное состояние. Поэтому одна из задач проектировщика — это сделать так, чтобы все параметры при любой потребности были в позитиве.

Во второй части доклада Эрик подробнее рассказал про контекст и персонализацию интерфейсов.


Работа по потокам

После докладов Эрика и Дэйва все присутствующие поделились на три потока: менеджеры, аналитики и проектировщики. Все мы работали над одним реальным украинским проектом. Но больше всего пришлось делать проектировщикам :)

Для более продуктивной работы все проектировщики поделились еще на четыре команды, которые работали параллельно.

Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении

Непосредственно перед началом работы выступил модератор потока Андрей Сикорский (компания UsabilityLab). Он рассказал про «табуретку» Нормана и выдал алгоритм работы:

  1. Понять цели и задачи заказчика. Определить KPI (критерии успешности).
  2. Описать пользователей (что делают, зачем и как):
    1. жизненные ситуации;
    2. информационные запросы;
    3. написать контекстный сценарий.
  3. Составить навигационную диаграмму.
  4. Разработать структурный макет.
  5. Разработать детальный макет.

После этого началась плодотворная работа в каждой команде. И тут стало понятно, что в каждой команде собрались специалисты разных уровней, поэтому, работая над проектом, мы получали еще и опыт командной работы.

Быстро подошел к концу первый день конференции. Вечером организаторы порадовали всех в ресторане шашлыком, напитками и интерактивными играми (например, юзабилити твистер).

Следующий день прошел также быстро и насыщенно. Работа над проектами перерывалась на 10-минутные доклады от украинских докладчиков, голосование за которых проходило в первый день.

Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении

В результате к концу дня были готовы практически все прототипы интерфейсов. Аналитики, менеджеры и проектировщики объединились и провели краткое тестирование по сценариям использования.

В итоге также было проведено интерактивное юзабилити тестирование одного прототипа, созданного в Axure. Это выглядело так: нашли человека, который выступал в роли пользователя, поставили ему задачу (дали вводную) и потом вся аудитория следила на большом экране за его действиями. С уверенностью можно сказать, что юзабилити тестирование очень важно, и его обязательно нужно проводить в рамках разработки любого непростого интерфейса.


Итоги

Конференция прошла на «отлично». По-моему, все остались очень довольными, весело и главное с пользой для себя провели это время.

Конференция была полезна не только докладами, но и новыми знакомствами, новым опытом работы с проектами по проектированию интерфейсов. На таких мероприятиях обязательно необходимо быть профильным специалистам.

Конференция UX Ukraine 2011 — отчет о посещении

До скорой встречи на UX Ukraine 2012 :)

Добавить комментарий