Становление рынка интернет-продаж электроники в Украине

Иван Марченко
28 октября 2008
Иван Марченко,
Директор Novo Star



Компьютер — главная движущая сила развития IT-рынка в Украине

C него всё началось и продолжается до сих пор. Именно компьютерный рынок сформировал правила игры для всего рынка online-продаж электроники в Украине.

До сегодняшнего дня уровень проникновения компьютерной техники и Интернета в Украине отстаёт от общеевропейского и российского уровня. По этой причине ёмкость Интернет-рынка будет расти ещё несколько лет вне зависимости от кризисов.

Другая сторона медали — это игроки Интернет-рынка. Именно мелкие компьютерные компании создали имидж для Интернет-торговли как «малобюджетной», с низким уровнем цен, профессионализма и надёжности. Эти стартовые «тезисы» поддержали новые игроки, привлечённые низким уровнем входа в Интернет-бизнес.

Для того чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются компании, развивающие Интернет-бизнес, стоит вспомнить развитие компьютерного рынка, ведь именно он стал источником ТЫСЯЧ Интернет-площадок.

IT-рынок 90-х годов в сравнении с современным

Классификация компьютерных фирм 90-х:

  • «Подвалы» (сборщики ПК, продавцы комплектующих, розничные магазинчики, «интернет-подвалы»).
  • Занимали 70-90% всего рынка продаж электроники.

    Сейчас заполонили Интернет своими сайтами разного уровня «ужасности», но неизменно стремящиеся предложить самую низкую цену.

  • «Реселлеры-базары» (наподобие NOOS Ukraine).
  • Помогали развитию «подвалов» финансовыми условиями — отсрочкой платежа. Отсрочка платежа — это главный стимулятор и главное условие жизни компьютерных компаний, а теперь и Интернет-рынка IT-техники.

  • Ритейлеры.
  • Начинали с одного магазина (наподобие «Владибора»), впоследствии развили сети.

    Слабо присутствуют в Интернете и не ориентируются на свои Интернет-площадки как на прибылеобразующие.

  • Дистрибьюторы.
  • Импорт товаров. Для многих Интернет-магазинов (с достаточными оборотами) являются альтернативой реселлерам.

  • Системные интеграторы.

Многие выросли из «подвалов». Крупные. В Интернете не присутствуют как Интернет-магазины.

Цель крупного магазина — организация потока клиентов на высокую наценку. Цель «подвальной» фирмы — поиск крупных заказов с «откатами». Обе цели стали, фактически, невыполнимыми после кризиса 98-го года и корпоратизации государственных структур (централизации закупок конца 90-х — начала 2000-х). Правила игры сильно изменились.

Причины перехода компьютерных фирм из Off-line в On-line:

  • Увеличение стоимости размещения рекламы в печатных СМИ и переход части из них в on-line формат.
  • Повышение стоимости аренды помещений (интернет-магазин формата «интернет-подвал» не требует презентабельного офиса).
  • Исчезновение источников крупных госзаказов из-за корпоратизации рынка конца 90-х — начала 2000-х.

Последствия

На сегодняшний день среди Интернет-магазинов очень мало проектов, работающих на развитие, а не только на выживание. Для развития необходимо вкладывать немалые деньги в программное обеспечение, ERP- и CRM-системы, в автоматизацию бизнес-процессов. Такие задачи перед «подвальными» компаниями никогда не стояли.

Интернет-рынок — уникальная среда, в которой обеспечен самый быстрый диалог между продавцом и покупателем. Продавец должен обеспечить покупателя информационно (поскольку покупатель не может увидеть товар «вживую»): контент, сервисы (доставка, кредит, информация о реальном наличии товара и т.д.).

Интернет — клиент-ориентирован по сути, но пока украинская Интернет-торговля развивается хаотически (из нескольких тысяч игроков только несколько десятков тех, кто строит бизнес профессионально).

Кто должен установить правила игры On-line торговли?

  • Вендоры (маркетинговые программы с ведущими Интернет-магазинами).
  • Дистрибьюторы (ценовой контроль).
  • Ведущие Интернет-магазины (диалог друг с другом).

Перспективы Интернет-торговли

Спрос на услуги Интернет-магазинов будет стабильно расти:

  • Во время компьютеризации страны и после ее завершения.
  • Даже в кризисные времена (опыт развитых стран).
  • Часть клиентов из традиционной розницы будет переходить в разряд покупателей Интернет-магазинов.

Это специфика Интернета как социального явления.

Важнейшей задачей для Интернет-магазинов будет повышение рентабельности бизнеса для обеспечения своего развития.

Реальные проекты уже сейчас несут расходы не ниже, чем ритейлеры, поскольку ориентированы на долгосрочное развитие.

Добавить комментарий