Роль интернет-торговли в развитии рынка информационных технологий

28 октября 2008



  1. Отношение вендоров и дистрибьюторов ИТ-техники к онлайн-торговцам в Украине.
  2. Негативные моменты:

  • Дистрибьюторы: для них интернет-магазины в целом не очень удобный клиент.

Берут помалу, очень важны скидки, высокая нагрузка на менеджеров дисти. В итоге крупные дисти работают с 5-7-10 крупными интернет-магазинами, остальных не выделяют из большого количества небольших клиентов.

  • Для вендоров (и дисти) самая большая проблема — неконтролируемый демпинг в интернете. Наценка +$5 на ноутбуки для некоторых торговцев — норма.

Можно вносить в черные списки, можно добиваться закрытия, но нет гарантии, что завтра такой магазин не возродится на новой площадке и с новым именем.

Бороться с этим можно только одним способом — активизировать работу с относительно крупными и раскрученными магазинами (те самые 5-7-10).

Позитивные моменты:

  • Вендоры сейчас начинают поворачиваться к онлайн-торговли лицом, отдавая должное их оборотам и влиянию на потребителя. Через Интернет проходит от 10% (ноутбуки) до 20% (фотокамеры) их оборота в стране.

Разрабатываются специальные маркетинговые программы, тренируются сейлзы, даются бонусы, но до массового «поворота головы» в сторону онлайна еще далеко по причинам, описанным в предыдущем пункте.

  • Не у всех дистрибьюторов до сих пор есть выделенные отделы (или специалисты) даже по работе с обычной розницей, хотя уже 2 года ритейлеры обеспечивают от 20 до 80% сбыта ИТ-продукции (например, по ноутбукам — порядка 70%). Поэтому отношение к интернет-рознице не является каким-то особенным. И его можно, и нужно продолжать формировать.

  • Влияние интернет-магазинов на оффлайновых продавцов
  • А) Оффлайновые продавцы вынуждены идти в интернет.

    Пока, правда, это получается в целом без особого успеха. Фокстрот, City.com, МКС, АМИ, Эльдорадо, АЛЛО, Евросеть, MTI пока не показали чего-то принципиально нового, кроме амбиций, чего нет у нынешних лидеров рынка.

    Цены в обычных магазинах выше, чем в онлайновых. Значит, надо либо снижать их для «сетевых» покупателей (и конкурировать со своими же магазинами), либо не особо светить онлайновую альтернативную площадку, что тоже не ведет к нужному результату, либо держать те же цены, что и в оффлайне, что требует огромных затрат на брендинг и на адекватные сервисы.

    Б) Появляются новые форматы.

    За последние полгода в стране появилось два новых формата розницы:

    небольшой магазин (или сеть) в ТРЦ + интернет-площадка для заказа продукции прямо из магазина. Примеры — «Клик Портал» (АМИ) и Protoria (MTI). Возможно, такой формат станет неким переходным для более «гладкого» выхода оффлайновых розничников в Сеть.

    В) некоторые ритейлеры и реселлеры экспериментируют с гибридными форматами.

    Например, предлагают заказывать продукцию по сети, но забирать ее самостоятельно в их магазинах. Таким образом, делаются попытки использовать свои склады или магазины и не связываться с доставкой товара, что весьма хлопотно и рискованно. На самом деле, торговля через интернет для таких компаний, скорее всего, не является приоритетной и/или перспективной.

    Динамика развития интернет-торговли в Украине и ее доля в ИТ-ритейле

    • Рынок Интернет-продаж остается «диким» и по большому счету никем не контролируемым. Объем продаж через интернет в прошлом году составлял от 200 до 300 млн. долл., точных цифр тут нет и пока не может быть. Особого роста доли этого канала в сбыте IT-продукции пока не наблюдается: в этом году при объеме IT-рынка в 2,5-3 млрд. долл. возможно объем интернет-ритейла составит около 400 млн.
    Роль интернет-торговли в развитии рынка информационных технологий

  • Роль бренда для продаж в Интернет
  • Бренд магазина играет роль, но главенствующую роль все же играют цены. Однако в ближайшие 2 года ситуация может измениться. Мощные традиционные ритейлеры, так или иначе, выйдут в сеть. Поэтому «исконным» интернет-торговцам в следующем году пора взяться за раскрутку ТМ и за налаживание нормальных отношений с вендорами и дистрибьюторами.

    Известно, что на многих ключевых рынках большей популярностью пользуются интернет-магазины, являющиеся филиалами традиционных сетей. Например, в первой десятке электронных магазинов США восемь принадлежат большим розничным сетям или крупным производителям. Среди крупнейших российских интернет-магазинов еще в 2006 г. тринадцать из первых двадцати являлись интернет-версиями реальных торговых компаний, а «М.Видео» сегодня входит в топ 5.

    Добавить комментарий