17 мгновений электронной коммерции на iForum-2013 или вредные советы эффективному менеджеру

Мария Агибалова
30 апреля 2013
Мария Агибалова,
pr-менеджер OWOX

В этом году наша компания модерировала секцию e-commerce на самом масштабном событии IT-Украины: мы собрали один из круглых столов на тему «Особенности электронной коммерции в Украине: эволюция или свой путь», а также наш традиционный спикер и директор Владислав Флакс выступил с инструкцией для эффективного менеджера «Как погубить интернет-магазин». Мы хотим познакомить вас с тем, о чем говорили на этом круглом столе, а также поделиться презентацией доклада Владислава Флакса.

Свободное пространство на iForum-2013

Наш доклад: 17 вредных советов интернет-магазинщикам

Учитывая особенности аудитории iForum, мы решили не обогащать выступление цифрами и данными, а сделать его более практичным и интересным, — мы составили «вредные советы» управляющему интернет-магазина на основании тех проблем, которые видели своими глазами, и с которыми сталкивались знакомые наших знакомых :)

Зал e-commerce на iForum-2013

Предлагаем вам посмотреть презентацию и не в коем случае не брать на вооружение изложенные там предложения:

Круглый стол: есть ли у Украины свой путь в ecommerce?

Чтобы создать наиболее полную картину украинского рынка e-commerce на грядущий год, мы пригласили представителей самых разных бизнес-моделей и проектов. На вопросы Владислава Ф. и компании O., а также слушателей из зала отвечали:

  1. Владислав Чечеткин, директор rozetka.com.ua.
  2. Егор Анчишкин, CEO Zakaz.ua.
  3. Сергей Ерошов, начальник отдела интернет-продаж 5ок (Foxtrot).
  4. Артем Ивасюк, заместитель начальника управления маркетинга интернет-аукционов Allegro Group Украина.
  5. Дмитрий Шоломко, country manager Ukraine в Google.
  6. Николай Палиенко, CEO Prom.ua.

Спасибо всем им за то, что нашли время пообщаться, и за честные, компетентные и содержательные ответы :)

А теперь к делу — в целях экономии вашего времени мы напишем только самое интересное из всего, что обсуждалось на круглом столе.

Хорошей тенденцией является то, что в Украине онлайн уже можно купить все: от свадебного платья до гвоздей, вопрос только в сервисе и стоимости товаров. Но все эксперты согласились с тем, что сервис будет постоянно улучшаться, вследствие чего цены будут расти. Кроме того, перспективность Украины в области электронной коммерции стала очевидна не только внутренним игрокам, потому можно ожидать прихода крупных ритейлеров не только из соседних стран, но и крупных западных проектов.

Общая ситуация на рынке. В Украине, по мнению участников круглого стола, приживаются только самые-самые проверенные и успешные западные бизнес-модели. Это легко объясняется низким ВВП, относительно небольшим доходом на душу населения, а также небольшим опытом использования интернета. Егор Анчишкин говорит о том, что у американцев есть 10-летняя история «что-то делать в интернете», а наша покупающая аудитория — это те, кто пришли в него за последние три-пять лет.

Еще у нас есть определенные трудности в сотрудничестве с государством, и наши крупные ритейлеры, вероятнее всего, объединятся и будут спонсировать Таможенную службу Украины, чтобы не было ситуации, которая убивает сейчас онлайн-ритейл в РФ. Речь идет о больших налогах для юрлиц, при отсутсвии таможенных сборов на заказы до $ 1000 для физлиц. В результате товар, ввозимый ритейлером, будет на 20% дороже, чем тот же самый товар, ввозимый физлицом.

По словам Владислава Чечеткина, доля продаж электроники онлайн в Украине одна из самых больших в Европе, больше только в Великобритании. И такой результат в категории может дать только один крупный ритейлер, который активно развивает продажи в своей категории, бьется головой о стену и рано или поздно пробивает ее.

Интернет-рынок Украины весьма неоднороден. В силу налоговых трудностей даже крупные компании на деле представляют собой «группу компаний». Но даже с учетом этой ситуации на рынке существует около 0,5 млн мелких и средних игроков, и эта доля продолжает расти — они приносят половину всех денег Google Adwords и это число также растет. Консьюмеризация у нас в 4 раза меньше, чем в Польше, но при таких огромных темпах роста это не страшно.

О наших соседях.Ближайшие географические соседи Украины — Беларусь и Россия, но к счастью, в электронной коммерции мы повторяем опыт других стран. По словам экспертов, ближе всего к нам Турция, Чехия и Польша. Дмитрий Шоломко говорит, что у России свой, уникальный путь. Там много людей, которые хотят купить что-то, но очень сложно это сделать в силу плохой логистики и огромных размеров страны.

О сервисах и b2b продажах. Хороших сервисов для ритейла очень мало. Чтобы b2b компания начала делать call-центр, у нее должно быть 10 клиентов-компаний, которые услугами этого сервиса будут пользоваться. Для стартапов это может быть большой и востребованной нишей. Что касается B2B продаж, даже при условии продажи товаров, в силу того, что товар решает какую-то проблему, от ритейлера требуется предоставление некой услуги. Потому этот рынок тоже растет, но более плавно.

Об оплатах онлайн. Из-за небольшого опыта покупок в онлайне украинцы не видят ничего неприличного в cash-delievery, в то время как весь цивилизованный мир уже давно платит онлайн в интернет-магазинах. Что касается оплаты картами, по словам Владислава Чечеткина, в течение двух лет она возрастет до 30%, но и cash-delievery так быстро не сдастся. Он говорит, что в Украине у людей большой опыт финансового «кидалова» со стороны банков. Люди не хотят хранить деньги на карте, они снимают их сразу после поступления, потому картой платить не получается, потому что на ней просто нет денег.

Об уникальной роли мобильных телефонов. Из-за того, что украинцы поздно включились в мультиканальные продажи, у нас несомненно есть некоторые отличия. Один из них — это использование мобильного телефона вместо кредитной карты для индентификации пользователя. Двухступенчатая аутентификация (Приват24 или Gmail, например) кажется нам более логичным способом определения, т.к. номер своего телефона у нас наизусть знают многие, но спросите, кто знает наизусть номер хотя бы одной из своих кредитных карт.

О черных списках недобросовестных клиентов. В течение круглого стола неоднократно звучал вопрос о недобросовестных покупателях и о том, что с этим делать. Наиболее больно это бьет по доставке готовой еды и продуктов питания, а также, как ни странно, на работе мелкой полиграфии, где приходится требовать полную предоплату чтобы снизить риски, что пользователь откажется от товара. Если смотреть по масштабам ритейлеров, то мелкие магазины от этого страдают не больше, чем крупные, а в целом ненадежных покупателей около 20%.

Сейчас ситуация такая, что покупатель заказывает в 4х магазинах, и три курьера от разных магазинов сталкиваются под дверью, чтобы понять, что они не успели. Хороший способ выгодно выйти из этой ситуации — быть компанией первого курьера :)

От участников круглого стола звучали разные предложения по борьбе с этой ситуацией, например, создание черного списка на основании хэширования личных данных (эл. почты или телефона), что позволяет избежать прикосновения к личным данным пользователя. В Украине, к сожалению, нельзя торговать базой недобросовестных клиентов, но в США можно. Осталось только понять, как объяснить это украинским спецслужбам :)

Надеемся, что наш круглый стол был полезен и тем, кто спрашивал, и тем, кто отвечал. Новые знания и общение на профильных мероприятиях расширяет кругозор и позволяют уловить тренды. Мы желаем участникам iForum применить новые знания на пользу своему бизнесу.

Метка: iForum 2013

Добавить комментарий